Мнемотехника:
это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника помогает развивать:
- Ассоциативное мышление;
- Зрительную и слуховую память;
- Зрительное и слуховое внимание;
- Воображение.
Значение мнемотехники.
Использование мнемотаблиц открывает для детей большие возможности:
- Развитие связной речи, расширение лексико-грамматического строя речи и звукопроизношения.
- Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, воображения и речи.
- Перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы.
- Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
- Легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, рассказы.
- Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина — завершение);
- Помогает составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.
Варианты мнемотехники:
В этой технике используются наглядные пособия – таблицы.
Мнемотаблица — это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию .
Мнемоквадрат — это отдельная карточка с изображением предмета, действия или другого символа.
Мнемодорожка
У Егора огород,
Там морковка и горох.
Справа огород Федоры,
Там растут помидоры.
Мнемотаблица — это схема, состоящая из нескольких квадратов, в которую заложена определенная информация.
Составляем мнемотаблицы
Этапы работы над стихотворением:
- Взрослый выразительно читает стихотворение.
- Сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть, затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
- Задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
- Выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
- Читает отдельно каждую строчку стихотворения, а ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
- Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Графическая зарисовка
- Цвет предметов в мнемотаблицах может быть различным – в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Младшие дошкольники – цветное изображение, старшие – черно-белое (например: осень – желтая или оранжевая буква «О», зима – синяя или голубая буква «З», весна – зеленая «В», лето – красная «Л»).
- Количество клеток в мнемодорожке и мнемотаблице зависит от возраста и уровня развития детей. Рекомендуются следующие размеры таблиц: для младших дошкольников – от 4 до 9 клеток; для старших дошкольников – от 9 до 16 клеток.
- Изображения должны быть: хорошо знакомы и понятны детям, отображать обобщенный образ предмета, который оговорен детьми или ребенком.
Практическая работа(задания для родителей)
Скороговорки:
У ежа – ежата, у ужа – ужата.
Кошка на окошке шапку сшила. Мышка в сапожках избушку метет.
Загадка:
«Сидит дед. Во сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слезы проливает»
Стихотворение:
«Раз, два, три, четыре, пять. Мы идем во двор гулять.
Бабу снежную слепили. Птичек крошками –
Кормили. С горки мы потом катались, а потом в снегу валялись.
А потом пришли домой, суп поели, спать легли.