- Паспорт дорожной безопасности
- Приказ о назначении ответственного за профилактику дорожно-транспортного травматизма
- План работы по ПДД на 2020-2021 учебный год.
- Отчет о проделанной работе за 2019-2020 учебный год по ПДД.
- Приказ об утверждении отчета 2019-2020 гг.
Жизнь родителей опасна и трудна. А жизнь детей — особенно.
В жизни каждой семьи наступает тот счастливый момент, когда появляется малыш. Но вместе с радостью приходят и новые заботы, и одна из них — это обезопасить жизнь ребёнка. Наши дома переполнены острыми, тупыми, тяжёлыми, электрическими и прочими опасными для них предметами, а улицы наших городов — многими другими опасными вещами. В этой статье мы поговорим о том, что родители могут сделать, чтобы обезопасить своего ребёнка на дороге.
Ребёнок и транспорт – до рождения и после
Прежде всего родителям следует понимать, что эта задача — обезопасить своего ребёнка на дороге — принципиально нерешима.
Во-первых, любое перемещение на транспорте (да и на своих ногах) сопряжено с опасностью, и вероятность случиться непредвиденному всегда отличается от нуля. Это сказано вовсе не затем, чтобы испугать родителей, а как раз наоборот, привлечь их внимание к тому, что заботиться о детской безопасности (да и своей собственной) нужно всегда. Особенно в хорошо знакомых местах, ситуациях и т.д. Все мы хорошо знаем, что в дни школьных каникул повышается детский травматизм на дорогах. Но ведь дети в большинстве своём попадают в ДТП как раз в знакомой им и родителям обстановке: на знакомой улице, на знакомом перекрёстке и т.д. Есть такая иллюзия: раз знакомо — значит, безопасно. Ею хорошо пользуются мошенники, которые сначала знакомятся с жертвой, а уж потом втягивают её в свои махинации. Поэтому «наш район», «наша улица», «наш маршрут» и т.д. — скорее антонимы слова «безопасность». Мы утрачиваем бдительность, пропускаем сигналы опасности, которые сразу же бросились бы нам в глаза в незнакомом месте.
Во-вторых, задача обезопасить ребёнка раз и навсегда не решается, потому что ребёнок растёт, и растут возможные опасности, подстерегающие его на дороге. И начинаются они вовсе не с того момента, как ребёнок пойдёт в школу (секцию, кружок и т.д.), которая находится в паре-тройке (пяти-десяти) остановок от дома.
Далеко не у каждой беременной женщины есть возможность брать бюллетени, а значит, малыш знакомится с транспортом уже в животике у мамы. Шум, вибрация, загазованность, духота, давка в часы пик — вот неполный перечень особенностей общественного транспорта, знакомых малышу до рождения. Первые три — это и про личный авто, а к нему ещё нужно добавить стрессы, утомление и эмоциональное напряжение, если будущая мама сама водит машину. Лучшим выходом может стать пешее передвижение будущей мамы (одна моя студентка ходила от метро до вуза сорок минут, три раза в неделю, все семь месяцев до декрета). Но это не всегда возможно для самой мамы, если есть какие-то осложнения при беременности. Другой выход — выбирать наиболее щадящие маршруты, пусть они и дольше и дороже. Если у вас две пересадки в метро, может, стоит поехать на автобусе или маршрутке, особенно если вы едете от конечной остановки и можете гарантированно сесть? Если сесть не удалось, просите окружающих уступить вам место, а не дуйтесь на них за невнимательность! На последних месяцах мне часто приходилось ловить машины, чтобы подъехать к женской консультации, и ни один мужчина (разного возраста, семейного статуса и жизненного опыта) не заметил, что я беременна! Они и правда не видят. Да что там, мы, женщины, тоже не всегда внимательны. Поэтому позаботьтесь о малыше сами: попросите уступить вам место.
Ребёнок родился, и продолжение следует, как только вы выезжаете с коляской на прогулку. Даже самые современные коляски могут обеспечить комфорт малышу и маме, но никак не безопасность. Многим хорошо знакомы ситуации: высокий бордюр, узкий и/или плохой тротуар, куча снега (для коляски — непроходимая), внезапно отлетающее колесо. Их все объединяет то, что вы с коляской резко замедлили ход, и часто — на проезжей части. Для водителя, едущего за вами, вы только что совершили непредвиденный манёвр (ведь огни на вас не загораются, предупреждая о торможении). Добавим плохую видимость, например в тёмное время суток, которое длится на большей части России почти полгода. Плюс ваша усталость, хорошо знакомая всем родителям маленьких детей, плюс, возможно, мобильник в руке или, увы, бутылка пива — всё это снижает вашу способность быстро реагировать на визг тормозов. А коляска ведь очень неманевренный вид транспорта. Жаль, что большинство водителей об этом не задумывается. Не гулять — нельзя, но не доводите дело до абсурда — если вы буквально валитесь с ног, пропустите прогулку. Постарайтесь не гулять с коляской там, где вы не знаете особенностей местности (высота бордюра и качество тротуара хотя бы); разговаривая по мобильнику, обязательно останавливайтесь в безопасном месте. И купите светоотражатели и себе на одежду, и на коляску.
О том, что ездить в нашем общественном транспорте с коляской ох как непросто, мы уже рассказывали. Но и у поездки ребёнка в «кенгуру» есть свои опасности. Мы, как правило, не смотрим на ручки и ножки ребёнка, когда садимся в транспорт, едем по эскалатору. А зря — сколько поцарапанных и прищемлённых пальчиков, зажатых ручек и ножек движущимися частями! И это в лучшем случае. Лучший выход — держать в своих руках «движущиеся части» ребёнка, хотя бы его ручки. И не забудьте про любимую игрушку ребёнка — дети суют свои пальчики между двумя стеклами в автобусе, откуда их бывает очень сложно достать, не для того, чтобы досадить вам, а потому что им скучно! Это актуально и для детей в личном автомобиле, когда они едут в детских автокреслах. Думаю, многие родители-автомобилисты удивились бы или ужаснулись, увидев, чем занимаются их дети в салоне автомобиля от скуки.
Но есть родители, а особенно бабушки, которые хорошо представляют эти и многие другие опасности и отказываются возить маленького ребёнка в общественном транспорте. Хорошо понимаешь, что это не самое удачное решение, когда видишь, как уже взрослый (лет 8–9, а то и 10–12) ребёнок буквально заталкивается взрослым на эскалатор в метро (боится, не притворяется, а именно боится, иногда до обоюдной истерики). Когда он не держится за поручни в транспорте, потому что знает головой, а не телом, что такое центробежная сила или резкое торможение. Мы виним их — учили вас, учили, но это как раз тот случай, когда учит его только собственный опыт, а не наши нравоучения.
Когда малыш пойдёт, начнутся новые заботы. Именно здесь впервые у родителей возникает сознательная цель — воспитать безопасного пешехода. А чуть позже — безопасного роллера, «бордиста», «самокатщика» и велосипедиста. И здесь часто родители делают упор на осведомительно-запретительную часть с бесконечными «нельзя» и «почему ты не». А почему же они «не»: невнимательные, непредусмотрительные, непредвидящие, непредсказуемые и т.д.? Ответ прост — они дети. Их лобные доли головного мозга (именно они отвечают за произвольность, качество, которое лежит в основе отсутствия этих «не») окончательно созреют у большинства годам к 20-ти. А ведь покупая ребёнку велосипед (самокат, ролики и пр.), родители покупают… игрушку, за игры с которой должен отвечать ребёнок. У нас разработаны сотни тестов для определения готовности к школе (как будто что со школой случится, если туда придут неготовые дети), а вот хоть пары тестиков для определения готовности ребёнка к передвижению на его первом транспортном средстве, увы, нет. Поэтому прежде чем идти в магазин, честно ответьте себе: может ли ваш ребёнок подавить сиюминутные желания и порывы? И как быстро? Достаточно ли быстро может принять решение в незнакомой ситуации (особенно той, которая вызывает у него волнение)? Всегда ли правильно устанавливает причинно-следственные связи между своим поведением и его последствиями? Внимательный ли он? Хороший ли у него глазомер? Насколько детально он может описать вам опасности на дороге и как их избежать? Если на большинство вопросов ответы «нет», может быть, следует повременить с покупкой велосипеда, самоката и пр.?
Если же ваш ребёнок «влился» в транспортный поток на своём велосипеде, самокате, роликах, «доске», немаловажным в обучении его безопасному поведению на дороге станет объяснение, внушение, убеждение, и лучше — на личном примере, положительных образцах безопасного поведения, а также внимательное ознакомление с дорожной средой и её законами (Правилами дорожного движения, дорожными знаками). А также и правила, которые никто не отменял для «колёсных» пешеходов детского возраста: предупреждать сигналом о своём передвижении впереди идущим пешеходам, сигналами рукой — для водителей транспорта, недопустимости «подрезать», совершать непродуманные манёвры и т.д.
Не вместо, а вместе
Как бы ни было нам просто решать задачу безопасности ребёнка на дороге, контролируя его, более надёжный, хоть и трудоёмкий способ — доверить управление собой самому ребёнку. Отпускайте почаще руку ребёнка (если маленький, то только в безопасных местах), просите его отвести вас в магазин, садик, школу… Нарушайте правила (в разумных для своей безопасности пределах) и смиренно принимайте его упрёки в вашей неосторожности. Советуйтесь, какой маршрут лучше выбрать. Расширяйте жизненный опыт ребёнка: ездите с ним в разном транспорте, на разные расстояния. Уважительно относитесь к запретам, например красному сигналу светофора или жезлу инспектора ДПС. Чему мы их научим (не только тому, что мы сознательно им «долдоним», но и бессознательно демонстрируем), то и получим через 10-15 лет на наших дорогах.