Развитие детей 4-5 лет определяется многими факторами, в том числе тем, какие знания, умения и навыки получил ребенок к этому возрасту. Как правило, это:
- физическое развитие,
- навыки в счете,
- чтении,
- осмыслении действительности,
- важную роль играют психология и воспитание.
Обучение ориентированию в пространстве и элементарным навыкам счета должно включать следующее:
- Ребенок 4-5 лет жизни умеет считать от 1 до 10, при этом навык этот должен присутствовать как в прямом, так и в обратном порядке.
- Для детей 4-5 лет важно уметь находить недостающее число в ряду чисел.
- Дети 4-5 года жизни умеют писать и узнавать числа, знают состав числа, то есть раскладывают его на составные числа.
- Ребенок в 4-5-лет жизни понимает значения математических действий больше, меньше, равно и их обозначения на письме.
- Дети сравнивают большие и маленькие предметы, знают и определяют различия предметов по длине, ширине, высоте и толщине.
- Ребенок в 4-5 года жизни уравнивает количество предметов в группах.
- Дети знают математические действия сложения и вычитания, решают простые примеры.
- Ребенок правильно использует в речи числительные.
- Знает простейшие геометрические фигуры и распознает их.10.Умеет распределять пространство на листе бумаги, определять понятие слева, справа, вверх и вниз.
Речевое развитие ребенка 4-5 лет
Хороший уровень развития малыша определяет и уровень развития его речи. Программа развития речевых навыков предполагает следующие особенности:
- Для детей 4-5 года жизни важно уметь произносить все звуки, говорить с выражением.
- Дети могут называть окружающие их предметы, людей, животных, распределять их в группы по значению, называют их обобщающим словом.
- Для детей 4-5 лет необходимо использовать существительные в речи в единственном и множественном числе.
- Ребенок легко находит предмет по описанию его формы, цвета, предназначения.
- Дети 4-5 лет определяют значения предлогов, подбирают синонимы.
- Для детей 4-5 года жизни необходимо знать названия праздников, профессий, задает и отвечает на вопросы, знает несколько стихотворений, загадок, потешек.
- Ребенок 4-5 лет составляет рассказ по предложенной картинке из нескольких простых предложений, может пересказать сказку, придумать окончание к рассказу.
Развитие речи ребенка в 4-5 года жизни, особенности его мышления неразрывно связываются психологами с обучением чтению. Обучение чтению в этот период происходит в несколько этапов. Чтению предшествуют следующие навыки:
- Ребенок 4-5 лет выделяет первый и последний слог в слове. Обучение чтению предусматривает деление слова на слоги, поэтому формирование этого навыка на слух чрезвычайно важно.
- Для детей 4-5 года важно знать и правильно называет звуки и буквы.
Если ребенок еще не умеет читать короткие слова, обучение чтению следует вести следующим образом:
- Правильному и свободному чтению впоследствии поможет знакомство со звуками и их буквенным обозначением. Для детей можно предложить звуковые игры, где в слове выделяется какой-либо звук.
- На втором этапе обучение чтению проходит в качестве определения звукового состава слова.
- На третьем этапе обучение чтению подразумевает звуковой анализ слова и его сравнение с буквенным составом.
- На четвертом этапе обучение чтению сосредотачивается на буквенном составе слова: здесь в ход идут азбуки, кубики, написание букв.
- И, наконец, на пятом этапе обучение чтению подразумевает слияние слогов в слово.
Развитие логики и мышления у детей 4-5 лет
Особенности развития логического мышления детей в 4-5 лет предусматривает формирование таких навыков:
- Дети 4-5 года жизни находят различия и несоответствия в картинках.
- Ребенок в состоянии расставить несколько картинок в нужной последовательности.
- Дети способны найти пару предложенному предмету и объяснить их связь.
- Для детей 4-5 лет важно уметь объяснить предназначение некоторых предметов, мест посещения.
- Дети могут выбрать нужный из 3 предложенных предметов.
- Дети знают названия цветов, их оттенки, определяют время суток, года, знают, в какой стране живут, кем работают их родители.
- Ребенок 4-5 лет знает элементарные правила поведения на улице.
Развитие мелкой моторики
Развитие ребенка 5 лет предусматривает и определенный уровень графических навыков:
- Ребенок умеет пользоваться различными средствами для рисования (мелки, фломастеры, карандаши).
- Дети должны уметь рисовать линии, круги, простые предметы, обводить по контуру, раскрашивать.
Развитие навыков ухода за собой у детей 4-5 лет
Уровень развития ребенка 4-5 года жизни предусматривает и определенные навыки обихода. Их определяют во многом психология родителей, воспитание, поведение взрослых в быту. Наиболее важными навыками являются:
- Умение самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы, молнию.
- Завязывать шнурки.
- Пользоваться вилкой и ложкой.
- Ребенок знает основное различие между ягодами и овощами, может рассказать, когда они растут.
- Определяет основные виды животных, знает их различия.
Физическое развитие ребенка
Важную роль в развитии ребенка играют не только психология, поведение и воспитание, но и физическое развитие. Без этого программа формирования личности малыша будет неполноценной. Особенности, с которыми связано физическое воспитание, можно определить следующим образом:
- Ребенок ежедневно делает простейшие физические упражнения для разминки.
- Малыш лазит по шведской лестнице, любит прыгать на батуте, играет в мяч со сверстниками.
- Сам катается на детских качелях.