Поступление в школу — чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей поэтому последующие три лекции будут посвящены вопросам психологической готовности и адаптации детей к школе.

Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Понимая важность подготовки детей к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни.

Вместе с педагогами, многое могут сделать для ребенка в этом отношении и родители — первые и самые важные воспитатели.

На что же нужно обратить внимания организуя такие занятия? Ну конечно на развитие у детей таких психических процессов как память, мышление, внимание.

Память — одно из основных свойств личностиЧеловек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком. У ребенка 5-7 лет можно и нужно развивать все виды памяти — образную, словесно — логическую, кратковременную, долговременную и оперативную. Однако основной акцент следует делать на развитии произвольности процессов запоминания и воспроизведения, поскольку развитие этих процессов является одной из самых важных предпосылок готовности детей к обучению в школе. Каждого ребенка важно научить способам, обеспечивающим наилучшие результаты запоминания и припоминания сохраненного в памяти материала. На это направлены специальные игры и упражнения.

Игры для тренировки памяти:

«Запомни предметы».

Эта игра тоже предназначена для тренировки мнемического приема «повторение» и развития умения осуществлять самопроверку результатов за­поминания. Приготовьте 6-8 предметов небольшого размера, например, ручку, зубную щетку, будильник, конфету, зеркальце и ластик (предметы не должны быть связаны друг с другом по смыслу). Разложите эти предметы на столе и предложите ребенку в течение 2-3 -минут их внимательно изучить и запомнить. Разрешите малыш изучать предметы не только глазами, но и руками. По истечении времени ребенок должен отвернуться (или закрыть глаза), вы убираете (или чем-нибудь накрываете) предметы и просите малыша- вспомнить их.

Сделать игру более сложной можно путем увеличения количества предметов (до 10-15) и/или уменьшения времени, отводимого на запоминание.

«Что изменилось?»

Эта игра тоже позволяет развивать образную память и мнемический прием «повторение». В нее можно играть с карточками или реальными предметами.

Основная особенность данной игры, отличающая ее от аналогичных игр «Запомни предметы» или «Запомни картинки», сострит в том, что здесь, после того как ребенок запомнил предметы (картинки), ничего не исчезает и не прибавляется—изменяется только их месторасположение. Например, разложите на столе 10. предметов, которые не связаны между собой по смыслу и которые нельзя сгруппировать: расческу, мыло, ручку, кошелек, наручные часы, лампочку, книгу, кубик от конструктора, значок, ложку. Предложите малышу внимательно рассмотреть их в течение 2—3 минут и запомнить, где что лежит. Когда он отвернется, поменяйте местами две-три пары предметов, а потом задайте вопрос: «Что изменилось?»

В эту игру дети могут играть между собой самостоятельно. Выигрывает тот, кто допускает меньше ошибок. Ошибкой считается, если: 1) не указан предмет, который изменил свое место, 2) указан предмет, который свое место не менял. Так, если изменили свое место две пары предметов, то должно быть указано 4 предмета.

Повысить сложность игры можно, если увеличить общее количество предметов, увеличить количество предметов, которые меняют место расположения и сократить время, отводимое на запоминание.

«Запомни слова»

Игра на словесно-логическую память. Вы читаете малышу 10-12 несвязанных по смыслу слов, например, стол, море, груша, окно, самолет, помидор, тарелка, дым, чемодан, голова. Он должен их запомнить и сразу после прочтения воспроизвести. Учитывая количество правильно названных слов, можно следить за тем, как изменяется память ребенка в течение определенного времени. Если количество таких слов возрастает, значит, память улучшается.

«Запомни цифры «.

Эта игра — для развития кратковременной памяти. Суть игры очень простая. Вы показываете ребенку набор цифр, он их запоминает, через 2—3 минуты вы эти цифры накрываете листком бумага, а он должен их воспроизвести по памяти. Начинать лучше с трех цифр, а потом постепенно увеличивать их число. Если малыш забыл какую-то цифру или назвал неправильно, то покажите ему набор еще раз и попросите исправить свою ошибку.

Цифры должны быть достаточно большими. Переходить к запоминанию большего количества цифр желательно только тогда, когда ребенок будет практически безошибочно справляться с данным количеством. Повысить сложность игры можно также путем сокращения времени, отведенного на запоминание.

Мышление — научить детей анализировать, синтезировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать, проводить простейшие аналогии — это в немалой степени подготовить их к успешному обучению. Образное мышление основной психологов уже в этом возрасте в результате специальной тренировки дети могут овладеть многими возможностями, связанными с этим видом мышления. В связи с этим тренировка образного мышления в данном возрасте должна быть направлена на развитие следующих способностей:

1. Осуществлять мысленное преобразование образа.

2. Ориентироваться в пространстве с помощью простой план — схемы, а также самостоятельно ее создавать.

3. «Читать» и создавать простые схематические изображения различных объектов.

4. Планировать свои действия в уме.

Осуществить все это вам помогут следующие игры:

Игры для тренировки мышления.

» Головоломка с палочками».

Эта игра для развития у ребенка, способности мысленно перегруппировывать элементы объекта и санировать свои действия в уме.

Возьмите несколько палочек или спичек и сложите из них схематическое изображение какого-нибудь предмета. После этого предложите малышу мысленно переложить одну или несколько спичек так, чтобы превратить данное изображение в другое или как-то его изменить.

По правилам игры реально перекладывать спички нельзя. Все действия нужно совершать в уме. Однако, если ребенок не может решить задачу мыс­ленно, пусть попробует это сделать практическим путем реального перекладывания спичек. Вместе с тем, нужно стремиться к тому, чтобы малыш научился осуществлять преобразования предмета мысленно. Только такая форма игры будет способствовать формированию умения планировать и про­верять свои действия в уме, без практических проб.

Усложнить головоломку можно путем увеличений количества спичек, которые необходимо переложить, чтобы получить другой предмет.

«Где сидит попугай?»

Игра на развитие способности ориентироваться в простой план-схеме пространства. Сделайте небольшой макет игрушечной ком­наты. Для этого из спичечных коробков или элементов конструктора сделайте 10-12 разных предметов мебели и разместите их на ограниченной части пространства. Это может быть место на полу или на столе, огороженное веревочкой или ниткой). Когда вы все расставите, изобразите все это в виде план-схемы. Если вам лень делать игрушечную комнату, изобразите на листочке бумаги план-схему той комнаты, в которой вы живете (но, чтобы малыш хорошо знал эту комнату).

Перед началом игры скажите малышу, чтобы он представил себе, что в этой комнате живет медвежонок Миша и попугайчик Кеша. Однажды, когда медвежонок Миша ушел в лес за ягодами, попугайчик придумал новую игру и решил поиграть в нее с Мишей. Он спрятался в этой комнате и отметил на схеме, где. он находится (на схеме это место отмечено крестиком). Но медвежонок пришел и никак не может найти своего друга, так как не умеет чи­тать план-схемы. Помоги ему найти попугая (на том, месте, где спрятался Кеша должен уже лежать предмет, который его заменяет, например, карточка с его изображением).

Если малышу трудно разобраться в схеме, объясните ему, что означают те или иные изображения и фигурки, где в-комнате находятся соответствующие им предметы. Для ориентации в план-схеме важно также определить место., где стоит сам ребенок. Если с этим возникает проблема, не торопитесь подсказывать. Предложите малышу оглядеться вокруг и выбрать ближайшие ориентиры слева, справа, спереди и сзади. Возможно, он сам постепенно «нащупает» точку, в которой находится.

Если в игре участвует несколько детей, можно застроить между ними соревнование: кто быстрее найдет спрятанного попугая. Или пусть один ребе­нок прячет Кешу, а второй его ищет.

Сложность игры зависит от размера пространства, на котором прячется попугай, а также от количества объектов, расположенных в этом пространстве и отображенных на план-схеме. Чтобы сделать игру разнообразной, поменяйте «интерьер» комнаты, или вместо комнаты выберите какое-нибудь другое знакомое ребенку место, например, детскую площадку, на которой он обычно играет.

«Чем похожи и чем отличаются?»

Эта игра направлена на развитие умения выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия. Для игры необходимо подобрать пары различных картинок или же пары слов, обозначающих изображенные на них предметы или явления. Например,

1) платье и кроссовки,

2) роза и тюльпан,

3) заяц и волк,

4) сосна и каштан,

5) холодильник и пылесос,

6) тетрадь и книга,

7) клюшка и ракетка,

8) рыбы и птицы,

9)море и океан,

10) человек и обезьяна.

Назовите ребенку одну из пар и попросите определить, чем похожи и чем отличаются входящие в нее объекты. Необходимо указать как можно больше признаков (или свойств) отличия и сходства.

Внимание— это основа любой интеллектуальной деятельности. Внимание бывает двух видов произвольное и непроизвольное. В деятельности ребенка 5 -7 лет должно сочетаться произвольное и непроизвольное внимание таким образом, чтобы он, опираясь на непроизвольное, развивал в себе произвольное.

Чтобы «быть внимательным», нужно иметь хорошо развитые свойства внимания — концентрированность, устойчивость, объем, распределяемость и переключаемость. В возрасте 5-7 лет следует развивать способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче), а также переключать внимание с одного объекта на другой. Для развития внимания следует использовать следующие игры:

Игры для тренировки внимания.

«Муха»

С помощью этой игры можно тренировать устойчивость и концентрацию внимания. Для проведения игры понадобится вырезанное из картона небольшое квадратное поле, состоящее го десяти клеток.

По клеточкам игрового поля» следует перемещать воображаемую «муху» Перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит путем подачи ей команд «Вверх», «Вниз», «Вправо», «Влево». По одной этих команд «муха» перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное поло­жение «мухи» указывается перед началом игры (например, в центре). Ведущий подает 7 команд, за которыми игрок должен внимательно проследить (без помощи пальца или указки, только глазами), после чего сделать еще три перемещения (по собственным командам). Выходить за пределы поля запрещается как ведущему, так и игроку, поэтому команда, нарушающая это, правило, засчитывается как ошибка. Роль ведущего поочередно выполняют оба участника игры. Выигрывает тот, кто допустит меньше ошибок.

Игру можно усложнить путем увеличения количества команд, за которыми необходимо мысленно следить, или посредством увеличения размера поля до 4×4, 5×5, 6×6 и т.д. Переходить к большему полю желательно только тогда, когда ребенок легко справляется, как минимум, с десятью перемещениями «мухи»

«Веселое троеборье»

Выберите три вида «спорта», например, конструирование домика из кубиков, рисование какого-нибудь животного и рассказывание считалки или ско­роговорки. Каждое задание нужно выполнять очень быстро и точно. Для контроля за скоростью выполнения используйте секундомер иди часы с секунд­ной стрелкой. В соревновании побеждает самый быстрый к самый точный. Игру можно разнообразить, меняя виды заданий и увеличивая их количество. Данная игра — хороший метод тренировки переключения внимания и скорости мыслительных процессов.

«Запретное слово»

Игра для развития произвольного внимания и находчивости. Для нее не требуется никакого материала, поскольку она словесная. Суть ее состоит в следующем: ведущий задает вопросы, а игрок отвечает. Ответы могут быть разными, только нельзя произносить одно запретное слово, о котором вы заранее договариваетесь, например, слово «нет», предупредите малыша, что нужно быть предельно внимательным, так как вы постараетесь его подловить. После этого можно начать задавать вопросы. Например, «Ты спишь в ванной?», «Снег белый?», «Ты умеешь летать?», «Ты был на Луне?», «Ты любишь сладости?», «Ты умеешь ремонтировать холодильник?». и т.п.

Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры. Ошибкой считается, если названо запретное слово или на вопрос не дан ответ. Как только ребенок ошибается, вы меняетесь с ним ролями: он задает вопросы, вы — отвечаете. В этой игре выигрывает тот, кто правильно отвечает на большее количество вопросов.

Игру можно усложнить, если ввести одновременно два или три запретных слова. Это могут быть разные цвета, формы предметов, их величина и т.п. Интересной может получиться игра, если ввести такое запретное слово, как «не знаю».