Что такое коммуникативные способности.

Все родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально – психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.

Способность к общению включает в себя:

1)желание вступать в контакт с окружающими (»Я хочу!»);

2)умение организовывать общение (»Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;

3)значение норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (»Я знаю!)

Дети 5 – 6 лет уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами поведения. Всему этому ребенок научается в семье, в детской группе и в общении со взрослыми – педагогами, воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.

Значение взаимоотношений с окружающим огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Конечно, количество социальных контактов ребенка зависит от темперамента, но большинство маленьких детей пытаются установить дружеские контакты со сверстниками. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается или из- за неумения организовывать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Как помочь детям с нарушением в общении.

Для того, чтобы помочь ребенку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять их причины.

К ним относятся:

1)неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Отвержение, излишняя требовательность – это лишь некоторые черты отношений к ребенку.

Показателями благополучной для ребенка обстановки являются:

а) выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми;

б) уверенность в своих силах, удовлетворение собой;

в) умение видеть свои недостатки и способность просить помощи у окружающих;

г) ощущение свободы, автономности при общении с родителями.

2)психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания.

Часто признаком заболевания является отказ ребенка от контактов со сверстниками, избегание любого общения, ухода в себя, замкнутость и пассивность. Возможно проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливостью, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль. Испытывают трудности в общении дети с двигательной расторможенностью, повышенной возбудимостью. У некоторых детей проявляется склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость или мнительность.

У дошкольников могут проявляться следующие неблагоприятные характеристики:

а) неспособность сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни при прослушивании сказок, (обычно ребенок, слушающий сказку, переживает вместе с главным героем его приключения, эти переживания буквально »написаны» на его лице);

б) неспособность откликнуться на эмоциональное состояние близких людей;

в) отсутствие способности к эмоциональной само регуляции и контролю за своим поведением;

г) множество отрицательных эмоций и страхов, к которым ребенок постоянно возвращается при общении.

При проявлении таких особенностей желательно провести более глубокое обследование у невропатолога, детского психотерапевта и психолога.

3) на особенности общения влияет тип нервной системы, который проявляется в темпераменте ребенка.

Для сангвиников характерна повышенная активность, богатство мимики и движений, эмоциональность, впечатлительность. Такой ребенок легко сходится с людьми, хотя он не отличается постоянством в своих привязанностях.

Холерики – энергичны, резки в движениях, у них ярко выражены эмоции. При неблагоприятных условиях дети – холерики становятся вспыльчивыми, не способны к самоконтролю, раздражительны и агрессивны.

Темперамент флегматика характеризуется низкой активностью, медлительностью, спокойствием, постоянством привязанностей. Дети – флегматики трудно сходятся с людьми, затрудняются в проявлении своих чувств.

Меланхолический темперамент характеризуется низкой активностью, сдержанностью и приглушенностью речи, слабым выражением чувств. На этом фоне могут развиваться эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, тревожность и неуверенность в себе. Таких детей пугает новая обстановка и незнакомые люди.

Главное, дорогие родители и воспитатели: не старайтесь переделать ребенка! В каждом из этих типов темперамента есть свои положительные черты. Опирайтесь в общении с ребенком на них.

Рекомендации психолога.

Как строить стиль своего поведения с ребенком.

Беспокойный ребенок.

-избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку делать все, что ему заблагорассудится, но нельзя и все запрещать, четко решите для себя, что можно и что нельзя, и согласуйте это со всеми членами семьи;

-своим поведением показывайте ребенку пример: сдерживайте свои эмоции, ведь он подражает вам в своем поведении;

-уделяйте ребенку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым, но в то же время объясните ребенку, что бывают моменты, когда у вас есть другие заботы, надо это понять и принять’

-помните, что истерические приступы чаще всего связаны со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие. Не надо потакать ребенку, не надо изменять своих требований, лучше, когда ребенок успокоится, объяснить ему, почему вы поступили так, а не иначе.

Ребенок с нарушением самооценки.

-не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;

-не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять его, когда, он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;

-поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут в чем-то лучше его;

-не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;

-Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте в слух свои возможности и результаты дела;

-не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

Агрессивный ребенок.

-помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята;

— дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку и разорвать »портрет его врага» и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась;

-показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелесные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы »мести»;

-пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и понимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас.

Конфликтный ребенок.

-сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обратить внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего – либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда некогда или нет сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются »бури»;

-не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;

-после конфликта обговорите с ребенком причины его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможные способы выхода из конфликтной ситуации;

— не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;

-не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что – то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него, так как дети сами смогут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссоры один из них всегда побеждает, а другой выступает »жертвой», следует прерывать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.

Застенчивый ребенок.

-расширяйте круг знакомств своего ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите малыша в гости к знакомым людям, расширяйте маршруты прогулок, учите малыша спокойно относиться к новым местам;

-не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами, и не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредите любые затруднения, дайте ему определенную меру свободы и открытых дверей;

— постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах;

-привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с »чужим» взрослым.

Замкнутый ребенок.

-расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;

-подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также, какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;

-стремитесь сами стать для ребенка примером эффективного общающегося человека;

-если вы заметите, что, не смотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за консультацией к психологу, который профессионально поможет вам решить эту проблему.

Ребенок плохо говорит.

-не стоит обращать особое внимание ребенка на речевой дефект. Значительно лучше его речь от этого не станет, а фиксация на дефекте может привести к нежелательным последствиям;

-ни в коем случае не связывайте неудачи ребенка с его речевым дефектом;

-объективно подчеркивайте достоинства своего ребенка;

-поощряйте его общение с другими детьми;

-не стоит напоминать ребенку о психических травмах и неприятных переживаниях;

-обращайте внимание на чередование периодов улучшения и ухудшения речи. Проанализируйте ситуации и обстановку, в которых речь улучшается, и способствуйте развитию этих ситуаций.