Как самому создать элементы мнемотехники.

Мнемотехника:

 это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника помогает развивать:

  • Ассоциативное мышление;
  • Зрительную и слуховую память;
  • Зрительное и слуховое внимание;
  • Воображение.

Значение мнемотехники.

Использование мнемотаблиц открывает для детей большие возможности:

  • Развитие связной речи, расширение лексико-грамматического строя речи и звукопроизношения.
  • Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, воображения и речи.
  • Перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы.
  • Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
  • Легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, рассказы.
  • Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина — завершение);
  • Помогает составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.

Варианты мнемотехники:

В этой технике используются наглядные пособия – таблицы.

Мнемотаблица — это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию .

Мнемоквадрат — это отдельная карточка с изображением предмета, действия или другого символа.

Мнемодорожка

У Егора огород,

Там морковка и горох.

Справа огород Федоры,

Там растут помидоры.

Мнемотаблица — это схема, состоящая из нескольких квадратов, в которую заложена определенная информация.

Составляем мнемотаблицы

Этапы работы над стихотворением:

  • Взрослый выразительно читает стихотворение.
  • Сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть, затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
  • Задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
  • Выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
  • Читает отдельно каждую строчку стихотворения, а ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
  • Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Графическая зарисовка

  • Цвет предметов в мнемотаблицах может быть различным – в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Младшие дошкольники – цветное изображение, старшие – черно-белое (например: осень – желтая или оранжевая буква «О», зима – синяя или голубая буква «З», весна – зеленая «В», лето – красная «Л»).
  • Количество клеток в мнемодорожке и мнемотаблице зависит от возраста и уровня развития детей. Рекомендуются следующие размеры таблиц: для младших дошкольников – от 4 до 9 клеток; для старших дошкольников – от 9 до 16 клеток.
  • Изображения должны быть: хорошо знакомы и понятны детям, отображать обобщенный образ предмета, который оговорен детьми или ребенком.

Практическая работа(задания для родителей)

Скороговорки:

У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Кошка на окошке шапку сшила. Мышка в сапожках избушку метет.

Загадка:

«Сидит дед. Во сто шуб одет.

Кто его раздевает, тот слезы проливает»

Стихотворение:

«Раз, два, три, четыре, пять. Мы идем во двор гулять.

Бабу снежную слепили. Птичек крошками –

Кормили. С горки мы потом катались, а потом в снегу валялись.

А потом пришли домой, суп поели, спать легли.