Развитие детей 4-5 лет определяется многими факторами, в том числе тем, какие знания, умения и навыки получил ребенок к этому возрасту. Как правило, это:

  • физическое развитие,
  • навыки в счете,
  • чтении,
  • осмыслении действительности,
  • важную роль играют психология и воспитание.

Обучение ориентированию в пространстве и элементарным навыкам счета должно включать следующее:

  1. Ребенок 4-5 лет жизни умеет считать от 1 до 10, при этом навык этот должен присутствовать как в прямом, так и в обратном порядке.
  2. Для детей 4-5 лет важно уметь находить недостающее число в ряду чисел.
  3. Дети 4-5 года жизни умеют писать и узнавать числа, знают состав числа, то есть раскладывают его на составные числа.
  4. Ребенок в 4-5-лет жизни понимает значения математических действий больше, меньше, равно и их обозначения на письме.
  5. Дети сравнивают большие и маленькие предметы, знают и определяют различия предметов по длине, ширине, высоте и толщине.
  6. Ребенок в 4-5 года жизни уравнивает количество предметов в группах.
  7. Дети знают математические действия сложения и вычитания, решают простые примеры.
  8. Ребенок правильно использует в речи числительные.
  9. Знает простейшие геометрические фигуры и распознает их.10.Умеет распределять пространство на листе бумаги, определять понятие слева, справа, вверх и вниз.

Речевое развитие ребенка 4-5 лет

Хороший уровень развития малыша определяет и уровень развития его речи. Программа развития речевых навыков предполагает следующие особенности:

  1. Для детей 4-5 года жизни важно уметь произносить все звуки, говорить с выражением.
  2. Дети могут называть окружающие их предметы, людей, животных, распределять их в группы по значению, называют их обобщающим словом.
  3. Для детей 4-5 лет необходимо использовать существительные в речи в единственном и множественном числе.
  4. Ребенок легко находит предмет по описанию его формы, цвета, предназначения.
  5. Дети 4-5 лет определяют значения предлогов, подбирают синонимы.
  6. Для детей 4-5 года жизни необходимо знать названия праздников, профессий, задает и отвечает на вопросы, знает несколько стихотворений, загадок, потешек.
  7. Ребенок 4-5 лет составляет рассказ по предложенной картинке из нескольких простых предложений, может пересказать сказку, придумать окончание к рассказу.

Развитие речи ребенка в 4-5 года жизни, особенности его мышления неразрывно связываются психологами с обучением чтению. Обучение чтению в этот период происходит в несколько этапов. Чтению предшествуют следующие навыки:

  1. Ребенок 4-5 лет выделяет первый и последний слог в слове. Обучение чтению предусматривает деление слова на слоги, поэтому формирование этого навыка на слух чрезвычайно важно.
  2. Для детей 4-5 года важно знать и правильно называет звуки и буквы.

Если ребенок еще не умеет читать короткие слова, обучение чтению следует вести следующим образом:

  1. Правильному и свободному чтению впоследствии поможет знакомство со звуками и их буквенным обозначением. Для детей можно предложить звуковые игры, где в слове выделяется какой-либо звук.
  2. На втором этапе обучение чтению проходит в качестве определения звукового состава слова.
  3. На третьем этапе обучение чтению подразумевает звуковой анализ слова и его сравнение с буквенным составом.
  4. На четвертом этапе обучение чтению сосредотачивается на буквенном составе слова: здесь в ход идут азбуки, кубики, написание букв.
  5. И, наконец, на пятом этапе обучение чтению подразумевает слияние слогов в слово.

Развитие логики и мышления у детей 4-5 лет

Особенности развития логического мышления детей в 4-5 лет предусматривает формирование таких навыков:

  1. Дети 4-5 года жизни находят различия и несоответствия в картинках.
  2. Ребенок в состоянии расставить несколько картинок в нужной последовательности.
  3. Дети способны найти пару предложенному предмету и объяснить их связь.
  4. Для детей 4-5 лет важно уметь объяснить предназначение некоторых предметов, мест посещения.
  5. Дети могут выбрать нужный из 3 предложенных предметов.
  6. Дети знают названия цветов, их оттенки, определяют время суток, года, знают, в какой стране живут, кем работают их родители.
  7. Ребенок 4-5 лет знает элементарные правила поведения на улице.

Развитие мелкой моторики

Развитие ребенка 5 лет предусматривает и определенный уровень графических навыков:

  1. Ребенок умеет пользоваться различными средствами для рисования (мелки, фломастеры, карандаши).
  2. Дети должны уметь рисовать линии, круги, простые предметы, обводить по контуру, раскрашивать.

Развитие навыков ухода за собой у детей 4-5 лет

Уровень развития ребенка 4-5 года жизни предусматривает и определенные навыки обихода. Их определяют во многом психология родителей, воспитание, поведение взрослых в быту. Наиболее важными навыками являются:

  1. Умение самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы, молнию.
  2. Завязывать шнурки.
  3. Пользоваться вилкой и ложкой.
  4. Ребенок знает основное различие между ягодами и овощами, может рассказать, когда они растут.
  5. Определяет основные виды животных, знает их различия.

Физическое развитие ребенка

Важную роль в развитии ребенка играют не только психология, поведение и воспитание, но и физическое развитие. Без этого программа формирования личности малыша будет неполноценной. Особенности, с которыми связано физическое воспитание, можно определить следующим образом:

  1. Ребенок ежедневно делает простейшие физические упражнения для разминки.
  2. Малыш лазит по шведской лестнице, любит прыгать на батуте, играет в мяч со сверстниками.
  3. Сам катается на детских качелях.