Автор: Смирнова Светлана Владимировна, воспитатель

Для детей – дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа речи, ее плавности – все это влияет на игровую деятельность детей, порождает определенные особенности поведения в игре. У детей с речевыми нарушениями, нарушение общей и речевой моторики, вызывает быстрое утомление ребенка в игре, поэтому в играх они не могут сразу переключиться с одного вида деятельности на другой.
Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей с общим недоразвитием речи. Прежде всего, в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.


Знания об окружающей жизни даются детям по определенной системе. Многие дидактические игры направлены на усвоение, уточнение, закрепление этих знаний. Такие игры как «Кто построил этот дом?». «От зёрнышка до булочки», «С какого дерева лист?». «Новосёлы» и др. содержат дидактические задачи, при решении которых дети должны проявить конкретные знания по лексическим темам «Профессии». «Деревья». «Мебель» и др. С помощью игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Ознакомление дошкольника с цветом, формой, величиной предметов, свойствами материалов, из которых они изготовлены, позволило создать систему игр и упражнений по сенсорному воспитанию, на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.
Что касается детей с общим недоразвитием речи, то наряду с общим влиянием игры на весь ход их психического развития она оказывает специфическое воздействие на становление речи: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение («Цветы и пчёлки»), развивается фонематический слух («Поймай рыбку»), физиологическое и речевое дыхание («Чья птичка дальше улетит», «Приятный запах»),развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий («Назови одним словом», «Назови три предмета»). Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, — главная задача большинства словесных игр. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи.


Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, – так называемые игры-драматизации. Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений.В развитии речи огромное значение имеют игры с дидактическими и образными игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая моторика, координация движений.
В словесных играх дети учатся описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, учатся мыслить о вещах, с которыми в данное время не действуют. Основные требования всех видов игр по развитию речи: дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами.Словесные игры они облегчают решение таких задач, как формирование правильного звукопроизношения, совершенствование дикции, развитие фонематического восприятия и связной речи, обогащение словаря, развитие памяти, воображения, внимания, коммуникативных навыков.


Игра в коррекционной работе — это не самоцель, а средство воздействия на ребёнка, звено в общей системе его воспитания. Поэтому игра, проводимая с коррекционной целью всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребёнка.
Варианты игр, которые можно использовать в коррекционной работе:

***
Игра «Собери друзей» (обогащение словарного запаса)
Цель: Пополнять и расширять словарный запас детей.
Оборудование: Два игровых поля, отличающихся по цвету. Контурные картинки с изображениями животных, птиц, насекомых, обитателей водоема.
Описание игры. Картинки с изображениями животных, птиц, насекомых и обитателей водоема располагаются на одном игровом поле. На втором — четыре полосы с картинками-символами действий: ползет, летит, плывет, скачет. Детям предлагается выбрать картинки с изображениями животных, передвигающихся одинаково и не опасных друг другу, а затем объяснить свои действия.

***
Игра «Чем наполнен предмет» (формирование грамматических категорий)
Цель: Учить ребенка правильно употреблять форму творительного падежа существительных в единственном числе с предлогом С.
Описание игры. Педагог предлагает ребенку посмотреть на картинку и сказать:
— С чем ведро, если в нём: вода, молоко, бельё, снег, мусор, кипяток, бумага?
— С чем кастрюля, если в ней: суп, рассольник, бульон, картошка, лапша, каша, вермишель, борщ?
— С чем банка, если в ней: клюква, капуста, повидло, варенье, сметана, мука?
— С чем чашка, если в ней: чай, кефир, компот, сок, фанта, лимонад, кисель, ряженка, квас, молоко?
(Ответы ребенка: ведро с кипятком, стакан с чаем, банка с мукой, кастрюля с кашей и т. п.)

***
Игра «Цветы и пчелы» (формирования правильного звукопроизношения)
Цель: автоматизация звука [З].
Описание игры. Перед началом игры условливаются кто будет пчелками, а кто — цветами (например, мальчики — цветы, а девочки — пчелки). Затем все разбегаются по групповой комнате. Как только раздается сигнал педагога (удар в бубен или хлопок в ладоши), дети, изображающие цветы, встают на колено. Пчелки машут крыльями и перелетают с цветка на цветок, при этом они подражают жужжанию пчел: зз-з-з-з. При новом ударе бубна дети меняются ролями, разбегаются по площадке, и уже другие пчелки упражняются в произношении звука [З].

***
Игра » Слова похожие и непохожие» (развитие фонематического слуха)
Цель: развивать фонематический слух детей.
Оборудование: персонажи — иллюстрации к сказкам: лиса, заяц, сорока, ворона, волк.
Описание игры. Дети называют героев знакомых сказок: лису, зайца, сороку, ворону, волка и др. Затем вспоминают и придумывают рифмованные слова к названиям героев: сорока-белобока, зайчик-попрыгайчик-побегайчик, волк — зубами щелк, муха-цокотуха, лисичка-сестричка.

***
Через игру ребенок познает целый мир.